Блог О пользователеalthistory

Регистрация

 

Легкие пехотные танки Renault R 40. Франция


Принятый 25 апреля 1935 на вооружение французской армии легкий танк Char léger Modèle 1935 R оказался во многом компромиссной машиной. Создававшийся как замена для Renault FT, этот танк не сильно ушел от предшественника по скорости перемещения, а по вооружению так и вовсе был ему равнозначен. Конечно, у нового танка была более мощная броня, но дальнейшие события показали, что и на нее особо полагаться не стоило. Французская пехота стала все чаще посматривать в сторону FCM 36 – машины дорогой, но более подходящей на роль пехотного танка. Спасти ситуацию с Renault R 35 должна была модернизация самого слабого его звена – ходовой части. Новый танк с усовершенствованной подвеской и пушкой с удлиненным стволом получил название R 40. Он смог, наконец, удовлетворить требования заказчиков, но появился слишком поздно.

 

В поисках лучшей ходовой части

 

Отчасти Renault R 35 стал жертвой желаний французского пехотного командования нарастить броню танка, оставив его в прежних габаритах. В результате танк довольно быстро вышел за рамки 6-тонного весового класса, а под конец разработки перешагнул и 10-тонную планку. Это не могло не сказаться на его ходовых качествах, причем в данном случае критическим параметром оказалась не скорость. Дело в том, что с точки зрения французской пехоты высокая скорость передвижения не являлась наиболее приоритетным параметром. В конце концов, основной задачей R 35 было сопровождение боевых порядков наступающей пехоты, а она при всем желании бежать по полю боя со скоростью лошади не могла.

 

Главным слабым местом Renault R 35 оказалась ходовая часть, причем обнаружилось это далеко не сразу. При проектировании Renault ZM инженеры Renault взяли за основу наработки по легкому кавалерийскому танку Renault VO. Ходовая получилась достаточно компактной и неплохо работала при езде по ровной дороге. Хорошо она показала себя и на опытном Renault ZM. Другое дело, что разрабатывалась она под несколько иную массу танка, а самое главное – под иные условия использования. Нет, она не ломалась, но после передачи Renault R 35 в войска выяснилось, что для езды по полю его ходовая часть не особо годится.

 

В чем-то проблемы французских военных были подобны тем, что получили японцы во время дебюта легкого танка «Ха-го» в Маньчжурии. При решении этого вопроса японцы ограничились установкой специальных кареток с дополнительным опорным катком в каждой. Французам же такая полумера не годилась, поскольку «специфический театр боевых действий» находился непосредственно у них дома. Собственно говоря, французские пехотные начальники на FCM 36 потому и стали поглядывать, что его ходовая часть вела себя на пересеченной местности куда лучше (впрочем, не будем забывать и о сварном корпусе с рациональными углами наклона, и о дизельном моторе).

 

Недовольство ходовой частью R 35 росло постепенно, и к 1938 году оно перешло в практическую фазу. Пехотное командование приняло для себя следующее решение: с текущей ходовой частью Renault R 35 будет выпускаться только до 1500-го танка. 1501-й танк должен получить модерни­зи­ро­ванную ходовую часть, а Renault R 35 предыдущего выпуска планировалось пере­делать, заменив старую ходовую часть на новую.

 

К тому моменту сборочное предприятие Renault оказалось национализировано, и на его месте образовалось предприятие Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux, сокращённо «AMX». Как раз в начале 1938 года инженеры AMX начали разработку своего танка, который потенциально мог сменить Renault R 35. Впрочем, AMX 38 был скорее перспективой, а на текущий момент имелась суровая действительность в виде неудовлетворительной ходовой части R 35. К тому же сама фирма Renault после реструктуризации все равно оставалась важным игроком во французском танкостроении, причем разработка танков и их узлов ее конструкторами не прекратилась. Но монополией на модернизацию собственного танка Renault уже не обладала.

 


Renault R 35 с ходовой частью, разработанной Lorraine

 

Одной из фирм, которая решила попытать счастья в деле модернизации ходовой части Renault R 35, стала Lorraine. Этот осколок автомобильной фирмы Lorraine-Dietrich в начале 30-х годов перешел на военные заказы. Самой большой удачей фирмы стал контракт на изготовление гусеничных транспортеров Lorraine 37L. Собственно говоря, ходовую часть этой машины инженеры Lorraine и решили приспособить к R 35. Весной 1938 года модернизированный танк поступил на испытания. Как и на транспортере Lorraine 37L, число опорных катков на нем увеличилось до 6 на борт, а ленивец был приподнят. Гусеницы также брались с транспортера. Для усиления конструкции тележки соединялись между собой брусом.

 

Результат модернизации оказался далеким от идеала. Чтобы установить ходовую часть Lorraine, пришлось сделать в корпусе 118 новых отверстий. Еще хуже было то, что масса модернизированного танка вырастала на 1,5 тонны. Неудивительно, что от предложения Lorraine военные отказались.

 


Первый вариант модернизации от Renault. Без комментариев

 

Renault начала свои наработки по модернизации проблемной ходовой части с простой и бесхитростной идеи. Самый первый вариант модернизации заключался в том, что место каждого опорного катка занимали два меньшего диаметра. Крепили эти самые катки к дополнительной каретке. В итоге получилась достаточно неординарная конструкция, в которой число опорных катков выросло до 10, но какой ценой! Конструкция ходовой части стала значительно сложнее, да и практические испытания показали отсутствие у такой системы перспектив.

 


Второй вариант модернизации Renault с «растянутой» ходовой частью

 

Второй «подход к снаряду» оказался не менее простым и бесхитростным. На Renault почему-то решили, что главный корень проблем ходовой R 35 сокрыт в недостаточной длине опорной поверхности. Решить проблему решили… правильно, увеличением длины опорной поверхности! Ленивец конструкторы вынесли далеко назад, а на его прежнее место установили шестой опорный каток. Подобное «усовершенствование» увеличило массу танка «всего» на 700 килограмм, но проблемы ходовой части при этом никуда не делись.

 


В конструкцию танка при такой модернизации приходилось вносить порядочное число изменений

 

Финальным для Renault стал третий вариант ходовой части. Здесь, похоже, вспомнили про наработки по Renault NC, и в 1939 году на свет появилась конструкция, которая явно перекликается с первым серийным французским танком межвоенного периода. Ходовую R 35 переделали полностью, причем замене подверглись даже гусеничные ленты. Новая ходовая часть включала 9 опорных катков на борт, сблокированных в тележки и имеющих вертикальные упругие элементы. Элементы подвески и опорные катки прикрывались экранами.

 

Несмотря на то, что масса ходовой части третьего типа увеличивала массу машины на 2 тонны, французское пехотное командование этой разработкой заинтересовалось. О том, чтобы ставить такую ходовую на новые танки, речи не шло, но она вполне могла подойти для уже выпущенных машин. В конце 1939 года предполагалось модернизировать 800 уже выпущенных танков, но планам этим так и не суждено было сбыться. Дело в том, что AMX справилась с работой лучше.

 


Финальный взгляд Renault на вопрос модернизации ходовой части R 35. Получилось намного лучше, но победу все же праздновала AMX

 

Первоначально инженеры Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux не стали искать сложных путей. Первый вариант модернизации представлял собой установку на R 35 подвески по типу AMX 38, в результате чего число опорных катков вырастало до 12. Впрочем, до стадии реализации в металле эта модернизация так и не дошла. На испытания вышла совсем другая ходовая часть, во многом пересекающаяся с третьим вариантом проекта Renault.

 

Хотя число опорных катков на этот раз осталось прежним, сама подвеска была полностью переработана. По две двухкатковые тележки теперь крепилось к рессоре, которая, в свою очередь, крепилась к вертикальному упругому элементу по типу Renault R 35. При этом каждая тележка еще имела и вертикальную подвеску. Получилась довольно сложная конструкция, показавшая себя очень неплохо на испытаниях, начавшихся 16 февраля 1939 года.

 


Такой была первая версия ходовой части от AMX

 

Итоги конкурса подвела комиссия пехотного командования, объявившая AMX победителем. Танк с модернизированной ходовой частью получил обозначение Char léger Modèle 1935 R modifié 1939. Ходовая часть так понравилась военным, что в опытном порядке ее получил и Hotchkiss H 38, но кавалерия от такого предложения отказалась. Лишние 700 килограмм ей были не нужны, да и действовали кавалерийские танки в основном на дорогах, а не в полях.

 

Под конец кампании

 

Несмотря на то, что новая ходовая часть явно лучше годилась для перемещения R 35 по бездорожью, с ее введением в серийное производство французские военные не торопились. По их мнению, единожды утверженные планы менять не следовало, и первые 1500 танков стоило выпустить со старой ходовой частью. Выглядит это слегка удивительно, особенно на фоне того факта, что после начала производства Char léger Modèle 1935 R modifié 1939 танки предыдущего выпуска все равно предполагалось переделывать.

 

Нисколько не повлияло на планы по модернизации Renault R 39 и начало Второй мировой войны. Согласно утвержденному ранее графику, выпуск 1500-го Renault R 35 и переход на Char léger Modèle 1935 R modifié 1939 ожидался в феврале 1940 года. В реальности ситуация оказалась иной – Renault R 35 старого образца задержался на конвейере на месяц. Последним выпущенным танком этого типа оказалась машина с регистрационным номером 51540, то есть выпустили их 1540 штук.

 


Простотой новая ходовая часть явно не отличалась

 

К тому моменту, когда модернизированный танк поступил, наконец, в серию, случились два события, непосредственно его коснувшиеся. Первое заключалось в том, что танк получил новое обозначение Renault R 40. Учитывая, в каком году началось его серийное производство, такой индекс выглядит вполне логичным.

 

Гораздо более важным в практическом плане стало второе событие. Французская промышленность, наконец, смогла наладить выпуск 37-мм длинноствольных танковых пушек SA 38 в объемах, позволявших ставить их на все выпускаемые танки. Таким образом, R 40 лишился одного из главных недостатков предшественника, пушка которого была практически бесполезной против танков с броней толщиной 20 мм и больше.

 

Несмотря на то, что новый танк собирался на заводе AMX в Версаль-Сатори, да и его ходовая часть была разработана Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux, обозначение у машины все равно осталось Renault. Агрегаты танка по-прежнему продолжали выпускать на основном заводе Renault, и даже новая ходовая часть изготовлялась на предприятии французского авто­мо­биль­ного гиганта к югу от Ле-Мана.

 

Начало производства Renault R 40 совпало еще с рядом событий, которые прямым образом наложились на выпуск танка. Во-первых, с AMX никто не снимал заказа на выпуск тяжелого танка B1 bis. Более того, этот заказ был заметно увеличен. Во-вторых, командование французской пехоты внезапно (всего-то спустя почти 5 лет) осознало, что из затеи с Char G ничего не получилось, и срочно заказало производство пятидесяти Renault D2. А завод Версаль-Сатори был совсем не резиновый.

 

Первый Renault R 40 с регистрационным номером 15541 сошел с конвейера в марте 1940 года. В условиях свалившихся заказов на другие танки AMX не мог поддержать выпуск нового танка даже на уровне Renault R 35 (чуть более 70 танков в месяц). Из-за общей неразберихи, творившейся в июне 1940 года, общего числа выпущенных Renault R 40 не знает никто. Самый больший встречающийся номер на фотографиях – 51670, следовательно, выпустили их как минимум 130 штук. Франсуа Вовилье в своих исследованиях говорит о 155 построенных танках, но, скорее всего, реальное их число было меньшим. Но даже если Renault R 40 было выпущено 155 штук, средний месячный выпуск составил около 50 машин, что для массового танка негусто.

 


Танкисты 40-го танкового батальона (BCC, Bataillon de Chars de Combat) с новой матчастью, май 1940 года

 

Первой частью, получившей Renault R 40, стал 40-й танковый батальон. Среди матчасти, принятой этим подразделением 19 мая 1940 года, значились пятнадцать Renault R 35 и тридцать Renault R 40. Первые же бои, состоявшиеся 31 мая возле Корби, показали, что новые танки были явно лучше предшественников. Батальон потерял девять R 35, а его R 40 получили лишь повреждения смотровых приборов. Вплоть до конца французской кампании батальон вел оборонительные бои, причем к 18 июню в его составе оставалось 27 танков.

 

Следующим получателем новых танков стал 48-й танковый батальон, принявший шестнадцать R 35 и двадцать девять R 40. Дебют батальона под Абвилем, где в ходе сражений 48-й батальон потерял 11 танков, также показал преимущество R 40. К 8 июня из 26 танков, имевшихся в батальоне, подавляющее большинство составляли именно R 40.

 

Еще одним подразделением, получившим танки Renault в почти равной пропорции (21 R 35 и 24 R 40), оказался 2-й польский батальон генерала Мачека. Это были те самые люди, которые осенью 1939 года сражались в составе 10-й бронекавалерийской бригады. Правда, свои танки они быстро передали 25–му танковому батальону), который до того воевал на Hotchkiss H 39. Уже в начале июня этот батальон воевал в районе Соммы, под конец кампании в его составе осталось всего 6 танков.

 

Что же касается поляков, то они оказались последними, кто получил R 40 (13 штук 19 июня). Особо они повоевать на них уже не успели. Вскоре личный состав был эвакуирован в Англию, где позже из него была сформирована 1-я польская танковая дивизия.

 


Renault R 40 из состава 48 BCC

 

В целом боевая карьера R 40 оказалась относительно успешной. Переработанный R 35 оказался более удачным, чем предшественник, да и наличие длинноствольного орудия повышало его боевую эффективность. Тем не менее, какого-то качественного скачка не произошло. Даже с учетом модернизации Renault R 40 все равно безнадежно устарели.

 

Под занавес войны

 

Как и в случае с Renault R 35, некоторая часть Renault R 40 (около 30 танков) оказалась в руках немцев. Танкам присвоили обозначение Panzerkampfwagen 40R 736 (f). Частично попавшие к немцам танки относились к числу машин, которые были оставлены на складах. Panzerkampfwagen 40R 736 (f) оказался едва ли не единственным французским легким танком, который в принципе не повергался переделкам в самоходные установки или спецмашины.

 

Причин у этого было несколько. Во-первых, по сравнению с Renault R 35 таких танков у немцев оказалось просто мизерное количество. Кроме того, новая ходовая часть оказалась более сложной, чем у Renault R 35. Брать на себя лишнюю головную боль немцы не стали, и Panzerkampfwagen 40R 736 (f) никогда не покидали территорию Франции.

 


Panzerkampfwagen 40R 736 (f), захваченный FFI в ходе боев в Париже

 

Как учебный танк, Panzerkampfwagen 40R 736 (f) был примерно равнозначен R 35, и именно в этом качестве их и использовали. В ходе эксплуатации с этих танков, как и у R 35, немцы срезали смотровую башенку, а вместо нее установили двустворчатый люк. В таком виде трофейные танки дожили до лета 1944 года. Как минимум несколько Panzerkampfwagen 40R 736 (f) находилось в составе парижского гарнизона. В августе 1944 года один танк оказался захвачен восставшими парижанами и пошел в бой против немцев.

 

Увы, время не пощадило R 40: сегодня неизвестно ни об одном сохранившемся танке этого типа.

 


Renault R 35 из состава жандармерии. Срезанная смотровая башенка говорит о том, что ранее танк был на немецкой службе

 

В случае с Renault R 35 возвращение французской армией территории Франции означало возвращение к дальнейшей службе. На первую линию они уже не вернулись, но как вспомогательные боевые машины часто использовались французами. Некоторые танки оказались не переделанными немцами: в условиях оккупации вишистскому режиму удалось спрятать часть машин. Карьера R 35 не закончилась и после войны. Более того, эти танки прошли модерни­зацию. Часть R 35 получили длинноствольную пушку SA 38. Модернизированные подобным образом танки вошли в состав жандармерии, находившейся во французской зоне оккупации Германии.

 


Первый вариант Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35, концептуально сильно напоминающий немецкий истребитель танков 4,7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f)

 

Напоследок стоит упомянуть проект куда более радикальной, чем установка длинноствольной пушки, модернизации Renault R 35. Началась история этой модернизации еще в годы немецкой оккупации, впрочем, до стадии эскизного проекта она дошла лишь осенью 1945 года. Похоже, что инженеры AMX оказались под впечатлением работы Alkett и решили разработать на базе Renault R 35 что-то похожее на 4,7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f).

 

Проект под названием Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35 (самоходная 16-фунтовая пушка на шасси R 35) даже по названию здорово напоминает немецкий аналог. Очень похожа самоходная установка и по компоновке. Основной боекомплект из 58 снарядов располагался в развитой кормовой нише. С пушкой, кстати, инженеры AMX слегка ошиблись: на деле они планировали ставить английскую 17-фунтовую пушку. Даже немцы подобные по размеру орудия на столь маленькое шасси не ставили. Боевую массу новой САУ инженеры AMX оптимистично оценивали в 12 тонн. При схожей с 4,7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) компоновке и проектной массе объем боевого отделения у французской САУ должен был быть больше. Рубку, кстати говоря, собирались делать литой, и форма у нее была весьма замысловатой.

 


Второй вариант Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R, на сей раз орудие направлено назад

 

Такой проект на AMX был не единственным. Параллельно велись работы над вторым вариантом Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35, который по компоновке заметно отличался. Его боевую массу оценивали в 11 тонн, и в возможность вложиться в такой параметр верится еще меньше. Впрочем, гораздо больше вопросов возникает по компоновке второго варианта Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R. Дело в том, что инженеры AMX не нашли ничего лучше, как развернуть орудие назад. Боеукладка при такой схеме перемещалась в моторное отделение, а общий боезапас снижался с 70 до 42 выстрелов. Экипаж САУ должен был включать два человека.

 

При такой компоновке возникали серьезные вопросы к нагрузке на ходовую часть. Если в первом варианте нагрузка была распределена достаточно равномерно, то вторая версия заметно перегружала задние опорные катки. Так или иначе, но оба проекта не были реализованы в металле. Renault R 35 к тому времени не только морально устарели, но и были уже сильно изношенными. Проще оказалось отправить ветеранов на покой, а вопрос самоходной артиллерии решать за счет английской и (особенно) американской бронетехники.

 

Литература и источники:

 

  • Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY № 4, 2005
  • Renault R35/R40, Pascal Danjou, Focus № 7, 2010
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
  • Фотоархив автора

 


источник: http://alternathistory.com/legkie-pekhotnye-tanki-renault-r-40-frantsiya


Всех производителей офисной мебели и других снабженцев производственных компаний, приглашаю посетить сайт www.super-zaglushki.ru. На его страницах вы найдёте самые разные платиковые заглушки для труб и другую продукцию.

 
Теги: танки
 
 

Для ответа с цитированием необходимо
выделить часть текста исходной записи